Skip to content Skip to footer

«Между стеной и бездной…»

150 лет со дня рождения Леонида Андреева

(21.08.1871 – 12.09.1919)



Стена – это все то, что стоит на пути к новой,
совершенной и счастливой жизни.
Это, как у нас в России и почти везде на Западе,
политический и социальный гнет;
это несовершенство человеческой природы
с ее болезнями, животными инстинктами,
злобою, жадностью и пр.;
это вопросы о цели и смысле бытия,
о Боге, о жизни и смерти – «проклятые вопросы».
Образы стены и бездны станут ключевыми
во всем творчестве Андреева:
их символика выразительно и точно
передает суть мировоззрения писателя.

А. Богданов

Леонид Николаевич Андреев – прозаик, драматург, публицист, одна из самых ярких фигур в русской литературе начала ХХ века, родился 21 (9) августа 1871 г. в Орле. Его отец, Николай Иванович, и мать, Анастасия Николаевна, тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Надо полагать, что именно серьезное чтение подтолкнуло Андреева к сочинительству, а «Мир как воля и представление» Шопенгауэра долгие годы оставалась одной из любимейших его книг и оказала заметное влияние на его творчество.

В 1891 г. Андреев оканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Глубокая душевная травма заставляет его бросить учебу. Лишь в 1893 г. он восстанавливается – но уже в Московском университете.

В мае 1897 г. Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете, чего было вполне достаточно для начала адвокатской карьеры. Однако принять деятельное участие в судебных разбирательствах Андрееву не пришлось – он проявил свой литературный талант в написании юридических отчетов и репортажей из зала суда. В 1900 г. Андреев в последний раз выступает в качестве защитника и, несмотря на успех и советы всерьез заняться адвокатской практикой, делает окончательный выбор в пользу литературы.

Начало своей литературной карьеры сам Андреев датирует 1898 годом, когда в московской газете «Курьер» был опубликован его первый рассказ «Баргамот и Гараська», который получил хорошие отзывы критиков, в том числе уже прославившегося тогда Максима Горького. Благодаря его протекции, Андреев попадает в писательскую среду, начинает участвовать в заседаниях книгоиздательского товарищества «Знание». Это было первое социалистическое издательство для печати реалистических и даже атеистических произведений, которое в 1901 году выпускает первый сборник рассказов Андреева. Книга выдерживает за год 4 переиздания, что приносит ее автору мгновенную известность и гонорар в 6000 рублей.

По рекомендации того же Горького Л. Андреев становится участником знаменитых литературных «Сред», знакомится с И. Буниным, Вересаевым, А. Куприным и другими писателями-реалистами, собиравшимися для чтения и обсуждения только что написанных произведений. Творческое общение, дружеская и в то же время строгая критика, да и просто теплота и понимание,– все это было крайне необходимо Андрееву.

Сюжеты своих произведений писатель почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг. Второе издание рассказов (1902), дополненное, в частности, «Стеной», «Набатом», «Бездной» и «Смехом», подтвердило, что настоящий Андреев уже сформировался. «Стену» плохо поняли читатели. Образы стены и бездны станут ключевыми во всем творчестве Андреева: их символика выразительно и точно передает суть мировоззрения писателя.

С каждым годом, с каждым новым произведением этого писателя все более заметной становилась его обособленность от всех существовавших тогда литературных течений. «Жизнь Василия Фивейского» была высоко оценена критикой. Но среди символистов, пожалуй, один только А. Блок воспринял повесть как нечто своё, близкое, – как «потрясение». Другие строго судили его за половинчатость, за «грубое материалистическое мировоззрение», которое лишает большое дарование писателя «истинного полета» (В. Брюсов).

Л. Андреев был поэтической, романтической, эмоционально-импульсивной натурой, был оригинальным и противоречивым художником-мыслителем, создавшим свой неповторимый художественный мир. И еще одно его неотъемлемое качество – нетерпимость к догмам, самостоятельность и свобода мышления, – еретичество. Оно проявлялось и в творчестве – в выборе сюжетов, тем, персонажей, в их трактовке, и в жизни – в поведении, отношениях с близкими, друзьями.

Между тем наступил 1905 г. Андреев стал читать книги по истории французской революции, пытаясь угадать ход событий и их судьбу. Андреев читал свою повесть «Так было» участникам «Среды» накануне московского вооруженного восстания в декабре 1905 г., и всех их поразил общий настрой этой повести, всепроникающий дух мрачной обреченности.

Искренне сопереживая борцам, поддерживая их (в начале 1905 г. он даже отсидел две недели в тюрьме за предоставление своей квартиры членам ЦК РСДРП), истинное свободолюбие этот писатель находил только в отдельной личности. Но личность, возомнившая себя способной переделать мир, обречена.

Революционная тематика принесла Леониду Андрееву первые удачи и на поприще драматургии. Пьесы «К звездам» (1905), «Савва» (1906), «Жизнь Человека» писатель посвятил памяти своей жены, которая четыре года (1902-1906) была его «ангелом-хранителем». Александра Михайловна умерла в Берлине 28 ноября 1906 г. от послеродовой горячки, подарив миру одного из самых загадочных людей XX столетия – второго сына Леонида Николаевича, Даниила Андреева – поэта, мистика, визионера, написавшего в сталинской тюрьме философско-поэтический и историософский трактат «Роза мира».

Л. Андреев невероятно тяжело переживал смерть жены, вновь оказавшись в одиночестве. По приглашению Горького он съездил «полечиться» на Капри и там написал одно из лучших своих произведений – «Иуду Искариота», которым на весь ХХ век задал новое восприятие знаменитого библейского предателя. Далее его ждал один писательский успех за другим – написанную незадолго до смерти жены пьесу «Жизнь человека» поставил на сцене МХТ молодой режиссёр Мейерхольд.

Вслед за этим появляются «Мои записки» – до сих пор недооцененное произведение Андреева, на много лет вперед предвосхитившее «Замок» Кафки и «Приглашение на казнь» Набокова.

Борьба тьмы и света, но уже на уровне социальном, становится темой еще одного произведения, начатого Андреевым на Капри. Сюжет «Тьмы» (1907) – это несколько видоизмененная история, действительно случившаяся с эсером-террористом П. Н. Рутенбергом, однажды скрывавшимся от полиции в публичном доме.

Столкновение проститутки, представляющей весь темный и задавленный жизнью народ, и революционера, просветленного идеей служения этому народу, осмысливается Андреевым как философско-этический поединок. Написанный в период политических репрессий, этот рассказ был расценен в революционном лагере как пособничество реакции, в отношениях Андреева с Горьким образовалась глубокая трещина…

В 1908 г. Андреев вторично женился: его венчание с Анной Ильиничной Денисевич (по первому мужу Карницкой) состоялось 20 апреля в Ялте. Вскоре было закончено строительство его дома на Черной речке (Ваммельсуу) в Финляндии, и новое семейство прочно там обосновалось.

На 1906 – 1908 годы приходится пик популярности Леонида Андреева – он стал одним из самых востребованных писателей своего времени, а его гонорары порой превосходили вознаграждение таких «классиков» русской литературы, как Бунин и Горький.

В это время окончательно определилась содержательная направленность его творчества, проблематика его произведений. Драма «Анатэма» (1909), продолжившей тему богоборчества, вызвала возмущение в богословских кругах, увидевших в ней слишком произвольную интерпретацию Евангелия. С художественной же точки зрения новый андреевский опыт оказался не столь заметным и скорее неудачным.  

Следующая драма Андреева, «Океан» (1910), уже изначально несценична. Большие по объему, содержательно насыщенные авторские ремарки.

Что же касается первого андреевского романа «Сашка Жегулев» (1910), то большой эпический жанр не подчинился замыслу писателя. Поиски жанра вновь вернули Андреева к драматургии. В двух «Письмах о театре» (1912, 1914) он изложил свое понимание перспектив драматического искусства.  Он создает пьесы «Екатерина Ивановна», «Профессор Сторицын» (1912), «Мысль» (1914).

Этот период исканий и участившихся творческих неудач обозначил начало заката славы Леонида Андреева. Все чаще он узнавал о провале своих спектаклей; не щадили его и критики; М. Горький, раньше поддерживавший все начинания Андреева, не оценил его драматургических новаций.

Гнетущая атмосфера непонимания, которую Андреев ощущал вокруг себя все явственнее, еще сильнее сгустилась с началом мировой войны. В прошлом активный пацифист, он вдруг стал не менее активным «оборонцем».

Позже написаны пьесы «Самсон в оковах», «Тот, кто получает пощечины» (1915), «Собачий вальс», «Милые призраки» (1916).

В это время писатель хватается за предложение возглавить во вновь созданной газете «Русская воля» отделы беллетристики, критики и театра. Однако накануне Октябрьской революции газета была продана, и Андреев вернулся из Петрограда на Черную речку, вскоре ставшую частью независимой Финляндии.

Наступил последний, самый тяжелый период в жизни писателя. Из России перестали поступать гонорары от проданных книг и театральных постановок; не было ни средств к существованию, ни сил для творчества.

«Дневник Сатаны», начатый писателем, не удавался: написав несколько десятков страниц, он к нему охладел. В эти дни он писал только личный дневник. «Дневник Сатаны», к сожалению, так и остался незавершенным, хотя это, несомненно, одно из лучших произведений Леонида Андреева. Стиль его стал гораздо строже, сдержаннее, но и ярче – свободное, уверенное владение словом, подчиненным выверенной, выстраданной мысли. Этот роман воспринимается как итог художественных поисков писателя, в нем переплелись все важнейшие темы его творчества.

Трагедия последнего года жизни Леонида Андреева была трагедией его полной изоляции от России и его невыносимой любви к ней. Он очень тяжело переживал все революционные перипетии в России. 2 сентября 1919 года в отдаленной деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости к линии фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг. Совсем близкая – рукой подать – Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила.

Писателя похоронили в Ваммельсу, в 1956 г. перезахороненили на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.

Лучшее в творчестве Андреева, связанное с пронзительной верой в человека, в его способность творить добро, стало достоянием мировой культуры. Произведения писателя многократно издавались на болгарском, французском, английском, итальянском, немецком, китайском, норвежском и других языках.

Использованы материалы с сайтов:
https://sv-scena.ru/Buki/Tom-1-Rasskazy-1898-1903.1.html

https://diletant.media/articles/35777217/

Интернет-ресурсы

http://andreev.lit-info.ru – Андреев Леонид Николаевич: биография, произведения, критика, фото

http://andreev.org.ru – Леонид Андреев: биография, произведения, портреты

http://leonidandreev.ru –  Сайт «Леонид Андреев» – биография, тексты произведений.

Леонид Андреев в Библиотеке Мошкова

Л.Н. Андреев на портале Культура.РФ

Л.Н. Андреев в Википедии

Л.Н. Андреев в библиотеке ImWerden

Л.Н. Андреев в Русской виртуальной библиотеке

Л.Н. Андреев в Лаборатории фантастики

Л.Н. Андреев в Театральной библиотеке С. Ефимова

Л.Н. Андреев на сайте журнала «Текстология»

Л.Н. Андреев в проекте «Чтобы помнили»

Л.Н. Андреев в проекте «Хронос»

Л.Н. Андреев на сайте МХТ им.А.П. Чехова

Фотографии из собрания Гослитмузея

Л.Н. Андреев на портале НЭБ

Группа в ВКонтакте

Фильмография

 

Произведения Леонида Андреева

«Произведения Л. Андреева напоминают письма самоубийц:
Под ложью правда, как под пеплом огонь;
огня не видать, а дотроньтесь – обожжёт».

Д. С. Мережковский

Андреев, Л. Н. Собрание сочинений : [Текст] : в 6 т. / Л. Н. Андреев. – М. : Худож. лит., 1990.

Электронная версия в Российской виртуальной библиотеке

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Андреев, Л. Н. Анатэма [Текст] : избр. произведения / Л. Н. Андреев. – Киев : Днiпро, 1989. – 575 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Андреев, Л. Н. Дневник Сатаны [Текст] : романы; Повести и рассказы; Письма; Воспоминания / Л. Н. Андреев. – М. : Школа-Пресс, 1996. – 640 с. – (Круг чтения: Школьная программа).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, библиотеки семейного чтения по Гайдара, 22 и в пос. Метлино)

 

Андреев, Л. Н. Драматические произведения [Текст] : в 2 т. – Л. : Искусство, 1989.

 

 (Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Андреев, Л. Н. Иуда Искариот [Текст]: рассказы; Пьеса / Л. Н. Андреев. – М.: Худож. лит., 1999. – 622 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22 и в пос. Метлино и Татыш)

 

Андреев, Л. Н. Проза [Текст] / Л. Н. Андреев. – М. : АСТ, 2003. – 236 с. – (Школ. хрестоматия).

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Андреев, Л. Н. Проза; Публицистика [Текст: критика и комментарии; Темы и развернутые планы сочинений; Материалы для подготовки к уроку / Л. Н. Андреев. – М.: Олимп; АСТ, 1997; 1999. – 704 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, читальный зал, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30 и Гайдара, 22; в пос. Метлино и Татыш)

 

Андреев, Л. Н. Рассказы [Текст] / Андреев Л. Н. – Б. м. : Б. и., Б. г.(1995). – 509 с. – (Русские классики).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, библиотеки семейного чтения по Гайдара, 22 и в пос. Татыш)

Андреев, Л. Н. Странная человеческая звезда… [Текст] : [сборник] / Л. Н. Андреев. – М. : Панорама, 1998. – 512 с. – (Б-ка «Русская литература. ХХ век»).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Материалы о жизни и творчестве Л. Андреева

«Он был таков, каким хотел и умел быть –
человеком редкой оригинальности, редкого таланта
и достаточно мужественным в своих поисках истины…»

Максим Горький

Киреев, Р. Новеллы о любви. Русский Парнас / Р. Киреев. – М.: Центрополиграф, 2002. – 560 с. 

С. 395-406: Леонид Андреев. «Пойдем с тобою к солнцу»: [Леонид Андреев и Анна Денисевич].

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Андреев, А. В. «Мы выполнили не букву завещания, а его дух» [Текст] : беседа с внуком писателя Л. Андреева / зап. Ф. Медведев // Родина. – 1992. – № 11-12. – С. 36-39.

Аршинова, А.А. Образ Сатаны в творчестве Л. Андреева: (критика русского зарубежья о последнем романе писателя) // Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 20–30-х годов. – 2006. – № 2.

Бабичева, Ю.В. Л.Н. Андреев и русский кинематограф 1900–1910-х годов / Ю.В. Бабичева, А.О. Ковалова, М.В. Козьменко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2012. – № 4. 

Басинский, П. Бездны мрачной на краю: Л. Андреев был первым экспрессионистом // Рос. газета. – 2016. – 21 авг.

Берштейн, Г. Самый современный из современных / Г. Бернштейн. Публикация, перевод и примечание В. Александрова // Независимая газета. – 2001. – 29 марта.

Блок, А.А. Памяти Леонида Андреева / А.А. Блок // Записки мечтателей. – 1922. – № 5.

Богданов, А. Между стеной и бездной // Андреев, Л. Собрание сочинений. В 6 т. Том.1. – М., 1990. 

Боева, Г.Н. Геокультурный аспект творчества Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. – 2019. – № 3 (10).  

Боева, Г.Н. К вопросу о литературной репутации Леонида Андреева: понятие «леонидандреевщина» // Вестник СПбГУ. Язык и литература. – 2018. – № 1.

Боева Г.Н. Творчество Леонида Андреева как явление модерна: к постановке проблемы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 8-1 (62).  

Бондарева, Н.А. Главная тема творчества Леонида Андреева // Вестник КГУ. – 2009. – № 3.

Борзова, Н.А. Новый драматический театр Леонида Андреева / Н.А. Борзова, Е.А. Уфунюкова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2015. – № 1-5.

Борзова, Н.А. Образы детей в произведениях Леонида Андреева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2015. – № 1-5. 

Варьяш, А. Леонид Андреев. Дневник Донжуана: Семейная драма известного русского писателя // Караван историй. – 2015. – № 12.

Вересаев,  В.В.  Литературные воспоминания.  Леонид Андреев / В.В.  Вересаев // Lib.ru/Классика

Виноградов, К. Вилла «Аванс» / К. Виноградов // Териоки

Волошин, М. Леонид Андреев и Фёдор Сологуб / М. Волошин // Поэзия

Воровский, В.В. Леонид Андреев / В.В. Воровский // Из истории новейшей русской литературы. – Звено, 1910.

Гаджиева, Р.М. Традиции экзистенциализма в прозе Леонида Андреева / Р.М. Гаджиева, Э.Н. Ширванова // Инновационная наука. – 2020. – № 4.  

Горький, М. Леонид Андреев / М. Горький // Народная библиотека Максима Горького

Григорьева, Н.В. Путешествие в Русскую Финляндию / Н.В. Григорьева. – СПб. : Норма, 2002. – С. 33-56. // Териоки

Гусева, Т. К. Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева // Rhema. Рема. – 2012. – № 2.  

Демидова, С.А. «Правила добра»: экзистенциональная аксиология Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. – 2019. – № 3 (10).

Ермакова, О. Духовно-политический конфликт Максима Горького и Леонида Андреева  // ИА Красная Весна. – 2016. – 3 сент.

Жулькова, К.А. Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). – 2001. – № 1.

Зайцев, Б.К. Леонид Андреев / Б.К. Зайцев // Териоки

Замостьянов, А. Десять вещиц Леонида Андреева // Год литературы. – 2021. – 9 авг.

Заяц, С.М. Леонид Андреев как темно-светлый лик Серебряного века // Вестник славянских культур. – 2017. – № 4.

Зябрева, Г.А. Достоевский и Андреев: традиция духовного поиска // Вопросы русской литературы. – 2012. – № 24 (81).  

Иорданская, М. Эмиграция и смерть Леонида Андреева: Воспоминания / М. Иорданская // Родная Земля. Сборник первый. – Нью-Йорк, 1920.

Казанков, Б. Леонид Андреев в Финляндии / Б. Казанков // Зеленогорский Вестник. – 1991.

Крючков, В.П. Леонид Андреев // Крючков, В.П. «Еретики» в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. – М., 2003. 

Кузнецов, В. Леонид Андреев: горькое счастье русского писателя / В. Кузнецов // Свой вариант

Ларинский, Н. «Сердце не хочет биться, кровь не хочет течь, жизнь не хочет жить…» : История болезни Леонида Андреева / Н. Ларинский // Портал учреждений здравоохранения Российской Федерации

Лихтенштейн, И. Незаслуженно забытый Леонид Андреев. Психологический портрет / И. Лихтенштейн // Зарубежные задворки. Свободное литературное творчество

Лукин, Д.С. Война в жизни и творчестве Леонида Андреева // Труды СПБГИК. – 2017. – №.

Ляшенко, Е. «Пустынею и кабаком была моя жизнь». Как тоска прославила Леонида Андреева // АиФ – СПб. – 2015. – 21 авг.

Макарсков, Н.А. Леонид Андреев и становление русского модернизма // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – Сер. Филология. – 2003. – № 1. – С. 47-51.

Матвеев, П. Смерть Андреева: Эссе к 100-летию со дня смерти писателя Леонида Андреева (1871 – 1919) // Этажи. – 2019. – 12 сент.

Мережковский, Д.С. В тихом омуте. В обезьяньих лапах (о Леониде Андрееве): Критика / Д.С. Мережковский // Библиотека

Мескин, В.А. Леонид Андреев и Максим Горький: взгляд из XXI века // Гуманитарная парадигма. – 2019. – № 3 (10).

Минаев, Б. Трудная вещь: О пьесе Леонида Андреева «Екатерина Ивановна» / Б. Минаев // Октябрь. – 2011. – № 2.

Минский, Н.М. Абсолютная реакция. Леонид Андреев и Мережковский / Н.М. Минский // Мережковский Дмитрий Сергеевич

Михеичева, Е.А. Мотив воскрешения в творчестве Леонида Андреева // Проблемы исторической поэтики. – 2017. – № 1.  

Михеичева, Е.А. Неразгаданный сфинкс русской литературы // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 2 (87).

Молчанова, М. «Сфинкс российской интеллигенции» Леонид Андреев // Дилетант

Московкина, И.И. Леонид Андреев и векторы развития литературы XX веке // Труды СПБГИК. – 2017. – №.  

Муратова, К. Д. Леонид Андреев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980 – 1983. – Т. 4. Литература конца XIX – начала XX века (1881–1917). / Ред. тома: К. Д. Муратова. – 1983. – С. 330 – 372.

Немцев, В.И. «Серебряный век» и «панпсихизм»: Леонид Андреев и Михаил Булгаков // БГЖ. – 2017. – № 1 (18).

Носырев, И. Воскрешенный Лазарь: Л. Андреев // Story  

Петров, В.Б. Психология страха, или человек перед лицом смерти в повести Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных» / В.Б. Петров, М.В. Мосийчук // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 11.

Петрушкова, Е.С. Мотив ужаса в прозе Леонида Андреева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2012. – № 3.  

«Полуночное солнце мое» [Текст] : письма Л. Андреева А. Денисевич // Наше наследие. – 1996. – № 39-40. – С. 40-49.

«Помяните меня не словом укоризны, но вздохом дружеского сожаления…» [Текст] : послед. письма Л. Андреева / публ., предисл. и прим. Л. А. Еськиной // Москва. – 1991. – № 3. – С. 198-208.

Раковская, И. Горький и Андреев // Образовательный сайт Л. Соболева

Роле, С. Страх в творчестве Леонида Андреева // Семиотика страха: Сб. статей / Сост. Н. Букс и Ф. Конт. – М. : Русский институт; «Европа», 2005. – С. 168-171.

Руднев, А. Писатель бесстрашной искренности : [Книга Н. Скороход о Л. Андрееве] // Наш современник. – 2014. – № 12. – С. 267-271.

Старосельская, Н. Драматургия Леонида Андреева: модерн 100 лет спустя [Текст] / Н. Старосельская // Вопр. литературы. – 2000. – № 6. – С. 125-148.

Троцкий, Л. О Леониде Андрееве / Л. Троцкий // Восточное Обозрение. – 1902. – № 129.

Тушев, А.Н. Л.Н. Толстой и Л.Н. Андреев: диалог о смерти // Вестник ТГГПУ. – 2015. – № 4 (42).

Уайт, Ф.Х. Леонид Андреев: лицедейство и обман: Создание литературного портрета Леонида Андреева Корнеем Чуковским / Ф.Х. Уайт // НЛО. – 2004. – № 69.

Уайт, Ф.Х. Так был ли болен Л. Андреев?: О правде, правдоподобности и праве на литературную диагностику / Ф.Х. Уайт // Literary.RU

Хайрулин, Т. Апостол самоуничтожения, отец зомби-хоррора и несостоявшийся министр пропаганды: как Леонид Андреев стал властителем дум русской интеллигенции 1900-х годов // НОЖ. – 2021. – 21 авг.

Шишкина, Л.И. Леонид Андреев и кино: в поиске новой эстетики // Труды СПБГИК. – 2017. – №.  

Шохина, В. Леонид Андреев: жизнь вопреки // Частный корреспондент. – 2014. – 21 авг.

Памятные места

Могила Л. Андреева в С.-Петербурге

Скончался Л. Н. Андреев 12 сентября 1919 года в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и был похоронен на местном кладбище. В 1956 г. его останки были перезахоронены в г. Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Пастухов, В. На могиле Леонида Андреева / В. Пастухов // Ristikivi. Частный архив Карельского перешейка

Мемориальная доска в Санкт-Петербурге

(2003, скульптор Т. Милорадович)

Установлена на доме (Петроградский р-н, ул. Дивенская, д. 2/ пр. Каменноостровский, д. 13), в котором жил Л.Н. Андреев (Бывший доходный дом К. Х. Кельдаля).

Фото с сайта

Дом-музей Л. Андреева в Орле                    http://turgenevmus.ru/dom-muzej-l-n-andreeva

Открыт 21 августа 1991 г., в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме (2-я Пушкарная, 41), в котором прошли детские и юношеские годы будущего писателя как филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева.

Фото с сайта

Дом сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Писатель навсегда сохранил верность родному городу, называя себя с гордостью «буйный орловец».

Подробнее здесь >>  здесь >>  и  здесь >>

Вологина, О. В. Музей Л. Н. Андреева [Текст] / О. В. Вологина // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 8. – С. 15.

Долгина, Л. Леонид Андреев с Пушкарной слободы [Текст] : о музее писателя / Л. Долгина // Мир и музей. – 2002. – № 7.

Икитян, Л.Н. Два дома – две жизни: обновленная экспозиция дома-музея Леонида Андреева / Л.Н. Икитян, Т.В. Полушина // Гуманитарная парадигма. – 2019. – № 3 (10).

Коханова, Е. Дом-музей Леонида Андреева: История детства и юности писателя [Видео] // YouTube – Росси 

Памятник Л. Андрееву в Орле

(2011, скульптор Р. Фашаян,  архитектор Э. С. Тангян)

Установлен в Литературном сквере Орловского ГРИНН Центра напротив конгресс-холла.

Орёл Леонида Андреева: виртуальная экскурсия [Видео] / МКУК ЦБС г. Орёл; Библиотека им. Л.Н. Андреева // YouTube – Россия

Фото с сайта

Бюст Л. Н. Андреева в Орле

(скульпторы В.П. Басарев, Д.В. Басарева, художник Н.В. Басарева)

Установлен у здания юридического факультета Орловского государственного университета – бывшей мужской гимназии (Воскресенский пер., д. 5), где учился Л. Андреев.

Фото с сайта

Мемориальная доска в Нижнем Новгороде

(2009, скульптор В. Шиканов)

Установлена на здании музея-квартиры А.М. Горького (Нижегородский район, ул. Семашко, д. 19), где бывал Л.Н. Андреев.

Фото с сайта

Памятный знак в п. Серово (Ленинградская обл.)

(2016, скульптор А.М. Долгонос)

Поселок Серово (финская деревня Ваммелсуу) под Зеленогорском (Терийоки) недалеко от Санкт-Петербурга.

Знак установлен около того места, где стояла знаменитая вилла Андреева «Аванс».

Виноградов, К. Вилла «Аванс» // Ленинградская здравница. – № 95-96.

Казанков, Б. Леонид Андреев в Финляндии // Зеленогорский вестник. – 1991.

Фото с сайта

Предлагаем также методические материалы «Писатель бесстрашной искренности»: в помощь изучению жизни и творчества Л. Андреева.

0 Comments

There are no comments yet

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.